Как научиться технике скорочтения

0
82




Как научиться технике скорочтения

От внутреннего проговаривания читаемого текста, как главного препятствия скорочтения, можно отучить себя путем определенных тренировок. В течение одного-двух месяцев, а иногда и более необходимо блокировать речедвигательный и речеслуховой анализаторы или нарушать их синхронную работу со зрительным анализатором.
Известны различные методы борьбы с внутренним проговариванием. В одних случаях рекомендуют при чтении прикусывать зубами ручку, карандаш и т. п., в результате чего снимается, хотя и не полностью, деятельность речевого аппарата. В других случаях, наоборот, предлагают активизировать речеслуховые анализаторы, чтобы снять при чтении внутреннюю речь и ее прослушивание; например, петь во время чтения, легонько посвистывать, то есть один вид артикуляции заменить другим, несинхронным с основным процессом зрительного восприятия информации. Наконец, можно создавать помехи для мысленного проговаривания и прослушивания: отключить центральные пункты нервного возбуждения в зоне речи и слуха, например, путем постукивания карандашом в определенном ритме.

Около 15 часов регулярных тренировок такого рода дают положительный эффект: чтение протекает лишь на основе зрительного восприятия и смысловой обработки информации, его темп увеличивается примерно в 2 раза. Можно также выработать свои, удобные для индивидуальных особенностей психики приемы и применять их.

Как научиться технике скорочтения

Сказанное совсем не означает, что чтение вслух совершенно не нужно читателю. При обучении, а также при контроле и самоконтроле чтение вслух удобно и необходимо. Оно может быть использовано и как прием при изучении материала. Так, у людей с преобладающей слуховой памятью возникает потребность чтения вслух и обсуждения прочитанного с товарищем. Для проверки правильности написанного текста выступления или письменной работы также целесообразно зачитывать их вслух (полностью или частями).

Чтение вслух весьма полезно и для развития устной речи, выработки литературного произношения, умения регулировать свою речь интонационно и пр. При заучивании наизусть чтение вслух позволяет передать полноту эмоций, богатство смысловых оттенков. Любые формулировки, заучиваемые с помощью громкого чтения, должны быть осмыслены, осознаны в своей сути, а не механически зазубрены.

Однако при самостоятельной работе с книгой чтение вслух малоэффективно, так как происходит с большими затратами времени и энергии, приводит к быстрой утомляемости. Внешняя речь, как дополнительный элемент, нередко тормозит осознание материала.

Продолжение на следующей странице:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here